В порядке увольнения военнослужащих закон отводит преимущественную роль командующему составу. Наличие правовых норм, дающих военному возможность оставить службу, на практике не гарантирует ее прекращение.
Покинуть армейские ряды без оснований, изложенных в ст.51 ФЗ №76, по личной инициативе военнослужащий не имеет права, в то время как командир может уволить бойца без особого труда. Широкие полномочия руководства часто ложатся в основу нарушений прав армейцев. Даже когда увольнение с военной службы неправомерно, оспорить приказ командования бывает нелегко.
Знание правовых оснований и процедуры увольнения позволят военнослужащему минимизировать риск безосновательных действий со стороны командиров, и в случае необходимости защитить свои права в судебном порядке.
Основания для увольнения
Очень подробно об основаниях увольнения можно узнать из этой статьи.
Законодательство ограничивает количество причин для прекращения службы.
Среди них числятся обстоятельства, при которых увольнение из армии:
- должно быть неминуемо;
- возможно по инициативе армейца;
- возможно по решению командования.
В отличие от гражданской работы, самовольно бросить службу, когда возникнет такое желание, военные не могут.
Так, военного обязаны уволить, если он:
- признан медкомиссией негодным к службе;
- медиками предписана невозможность продолжения службы в текущей должности, а командование не может предложить армейцу подходящих условий, удовлетворяющих показаниям врачей;
- достиг возрастного лимита, установленного для его звания;
- отслужил до последнего дня, указанного в контракте;
- осужден, наказанием избрано лишение свободы, звания, права занимать должность;
- осужден по уголовной статье условно, но деяние признано умышленным;
- утратил доверие командования;
- сменил гражданство (касается призывников и контрактников офицерского состава, прапорщиков и мичманов);
- избран депутатом.
Часть оснований представляет собой юридическую формальность, при этом текущий контракт бойца должен быть расторгнут.
Если обстоятельства, которые позволили военному оставить службу в ВС, не сопряжены с нарушениями воинских порядков и армейской чести, при их устранении гражданин может вернуться на службу или продолжить ее.
Например, заключить новый контракт будучи военным пенсионером, или вступить в ряды ВС после погашения судимости.
Увольнение с военной службы допускается по желанию армейца, если имеются нижеперечисленные обстоятельства:
- ВВК признала его ограниченно годным;
- боец решил сменить службу на работу в выборных органах (его избрание подтверждено);
- после увольнения военнослужащего по контракту он не изъявил желания продолжить службу;
- военный достиг предельного возраста, и не хочет служить дальше;
- возникли личные обстоятельства, что требует постоянного присутствия военного в семье;
- командование грубо или постоянно нарушает условия контракта, попирая права военнообязанного.
Решение об удовлетворении желания армейца на основании его рапорта и результатов аттестационной комиссии принимается командиром.
Последний может по личной инициативе уволить военного контрактной службы досрочно согласно основаниям, предусмотренным в п.2 ст.51:
- ОШМ, когда должность военного прекратила существовать;
- боец переходит на службу в ведомственные органы или на гражданскую государственную должность;
- выявлены и подтверждены неоднократные нарушения бойцом условий контракта;
- армейцу закрыт доступ к секретной информации, и он не может дальше исполнять обязанности;
- боец осужден условно за действия «по неосторожности», что имело тяжкие последствия;
- по результатам аттестации контрактник признан не прошедшим испытательный срок, не соответствующий требованиям ВС;
- военный отказался пройти обязательное наркологическое обследование, или уличен в административном проступке, совершенном под воздействием запрещенных препаратов;
- боец рядового состава получил гражданство другого государства.
Большинство статей, по которым командование принудительно исключает армейцев из рядов ВС, имеют неприятные последствия, влияющие на выплаты при увольнении и после него, а также дальнейшее трудоустройство.
Причина увольнения сказывается на процессе прекращения службы. Военнослужащим следует знать ее тонкости. Иногда совершенная в процедуре ошибка является единственной возможностью оспорить увольнение и вернуться на службу, либо изменить статью.
Пошаговые рекомендации к увольнению
Порядку увольнения с военной службы посвящено несколько глав и статей в Указе Президента №1237. Их можно условно разделить на регламентирующие порядок окончания контракта и общие положения прекращения службы.
Согласно документу, по окончанию службы военного может ждать:
- увольнение в запас;
- уход в отставку;
- отправка на срочную службу (если призывной срок не истек).
В целом процедура увольнения стандартизирована, и различается в зависимости от того, кто является ее инициатором.
Схема ухода со службы по желанию военнослужащего выглядит следующим образом:
- Возникновение причины увольнения.
- Сбор документов, подтверждающих наличие основания.
- Подача рапорта командиру.
- Беседа с начальником.
- Ожидание решения аттестационной комиссии.
- Получение уведомления об отказе или приказа об увольнении.
- Окончательный расчет и исключение из личного состава.
Военнообязанный, желающий прекратить службу, должен обосновать свое решение. Для этого необходимо собрать документы, которые подтвердят его право на увольнение, а основание указать в рапорте.
При подаче рапорта главным будет не его наличие, как в гражданской процедуре, а именно указанная причина.
Документ подается командиру или в кадровую службу.
Бывают случаи, когда начальство отказывается принимать рапорт, он пропадает или не берется в работу.
В этом случае военные юристы рекомендуют отправлять документ заказным письмом с описью и уведомлением на имя командира. Процедура получения корреспонденции станет юридическим подтверждением того, что рапорт был направлен, и может стать доказательством в суде, если дело дойдет до разбирательства.
Основание отстранения от службы влияет на ее детали, и вносит в схему свои коррективы. Так, уволиться по состоянию здоровья невозможно без наличия заключения ВВК, и при обращении с рапортом командование обязано направить военнослужащего на обследование. Возникшие семейные обстоятельства, например, необходимость ухаживать за больной супругой, придется доказать документально.
Сбор комиссии, призванной проверить, насколько обоснована причина увольнения, инициируется командиром. Стандартный срок принятия решения равен неделе. Если для работы комиссии необходима дополнительная информация, разбирательство может затянуться.
Ежели военный считает отказ комиссии в увольнении неправомерным, закон дает ему месяц на то, чтобы оспорить решение (ст.26 п.10. УП 1237).
Уволенным военный считается только тогда, когда он исключен из списков личного состава.
К этому моменту с ним должны рассчитаться по всем обязательствам МО. Исключение составляет предоставление жилья нуждающимся, которое может быть отложено, и реализовано уже после увольнения.
Схема увольнения, инициированного командиром:
- Удостовериться, что отсутствуют правовые условия, когда увольнение бойца запрещено.
- Поставить армейца в известность о предстоящем увольнении (в процессе оформляется лист беседы с военнослужащим, страница впоследствии прилагается к приказу).
- Собрать аттестационную комиссию, и представить список документов, доказывающих наличие основания увольнения.
- Вынести приказ об увольнении.
- Передать документы в военную кадровую службу.
- Уведомить подчиненных, ответственных за расчет военных (по выплатам и обязательствам МО).
- Исключить армейца из списка личного состава.
Если решение принято руководством, рапорт на увольнение от военнослужащего не является обязательным.
Часть оснований требуют предварительных документальных подтверждений:
- инициировать увольнение бойца при запрете продолжения службы врачами можно только при наличии заключения ВВК;
- когда причиной является переход на ведомственную или государственную должность, необходимы документы, подтверждающие назначение;
- нарушения контракта должны быть отражены в личном деле.
Увольнение военного по НУК, если у него в период службы нет нареканий — незаконно, и в случае судебных разбирательств будет отменено.
При передаче документов в кадровую службу воинской части к приказу прикладываются:
- лист беседы с военнослужащим;
- заключение аттестационной комиссии;
- иные документальные подтверждения причины увольнения, например, заключение ВВК;
- рапорт военного, если имеется.
При некоторых основаниях командир обязан за полгода до предстоящего увольнения узнать о намерениях военнослужащего в отношении дальнейшей службы, и рассказать ему о возможных вариантах ее несения: к ним относятся достижение возрастного лимита и окончание действия контракта.
После увольнения все документы, касающиеся военнослужащего, переправляются в военный комиссариат по месту жительства, где они регистрируются, и убираются в архив.
Существует ряд правовых условий, при наличии которых нельзя уволить военного без его согласия.
Когда не имеют право уволить
Запрет на увольнение военнослужащего без его желания отражен в ст.53 и ст.76 ФЗ, в УП 1237 и уставах воинской службы.
Нельзя принудить бойца оставить службу по основаниям, не связанным с нарушениями, если:
- он является контрактником, не достигшим возрастного лимита, при этом армеец не выслужил необходимый для назначения пенсии срок;
- прослужил больше 10-ти лет, состоял в списках нуждающийся в жилье, но пока не обеспечен ни недвижимостью, ни жилищным сертификатом (исключение составляют те, кто отказался от предложения, или не подготовил документы для получения жилья либо сертификата в 30-дневный срок без уважительной причины);
- находится на больничном;
- числится в оплачиваемом отпуске (декретном, ученическом, очередном, дополнительном);
- пребывает в командировке;
- женщина-военнослужащая в состоянии беременности.
Увольнение при вышеперечисленных условиях, оспоренное в военном суде, практически в 100% случаев признается незаконным.
Что делать если увольнение незаконно
Незаконное увольнение из ВС РФ оспаривается в соответствии с законом (ст.21-23, ФЗ 76). Приказ командира можно обжаловать, обратившись с рапортом к вышестоящему начальству или в военный суд. В случаях, когда у армейца имеются доказательства нарушения норм закона его командованием, он имеет право привлечь к разбирательству органы военной прокуратуры.
В результате судебный процесс может закончиться восстановлением:
- военного в должности с признанием приказа незаконным и его отменой;
- прав военного без отмены приказа об увольнении.
Закон предписывает возмещение военнослужащему любого ущерба, причиненного неправомерными действиями командования.
Социальные гарантии уволенным военнослужащим
Армейцам, прекратившим службу по причинам, не связанным с нарушениями ее условий, государство предоставляет набор социальных льгот и дополнительных выплат.
Гарантиям положенным лицам, уволенным с военной службы, посвящена 2 глава 76 ФЗ и ряд отдельных законодательных актов.
Всем, кто уволился с контрактной службы по ОШМ, состоянию здоровья или по достижению возрастного лимита МО гарантирует выплату единовременного пособия (Приказ МО №2700), если их выслуга составила:
- более 20-ти лет — 7 окладов;
- менее 20-ти лет — 2 оклада.
Размер выплаты увеличивается на 1 оклад, если армейцу присвоена правительственная награда.
Вышеперечисленным военнослужащим может назначаться военная пенсия, если на момент увольнения они имеют:
- выслугу более 20-ти лет;
- общий стаж 25 лет, половина из него пришлась на воинскую службу.
Если срок службы на момент ухода составил менее 20-ти лет, и не предусматривает получение военной пенсии, уволенному в течение года продолжают ежемесячно начислять сумму, равную окладу, соответствующему его званию.
Всем, кто провел в армии более 10-ти лет и нуждается в улучшении жилищных условий, МО гарантирует обеспечение жильем либо жилищным сертификатом на его покупку.
Социальными гарантиями призывникам является возможность:
- восстановиться в государственной должности в течение 3-х месяцев после окончания службы;
- вернуться на работу/учебу в ту организацию, где боец трудился до призыва.
В сфере трудоустройства государство гарантирует военным преимущества при:
- подборе должности в государственных структурах;
- сокращении штата;
- получении образования за счет работодателя;
- предоставлении отпусков.
Бывшим военным время службы засчитывается в непрерывный стаж.
Если военный после увольнения причисляется к одной из льготных категорий, ему положены отдельные преимущества от МО и федеральной власти, включающие льготы по оплате ЖКХ, транспортных сборов и проезда, налоговых послаблений и медицинского обслуживания.
Набор льгот и гарантий военнослужащий может получить только после достойной службы, поэтому при увольнении важно уделить внимание зафиксированному сроку выслуги и причине отчисления из рядов ВС. Если приказ командования неправомерен, и портит «анкету», не следует бояться оспаривания решения в суде. Опытный военный юрист поможет справиться с подбором доказательной базы, и восстановить нарушенные права военнослужащего.
Если у вас остались вопросы, связанные с процедурой увольнения военнослужащих, или выявлены ее нарушения, направленные против вас или ваших знакомых, оставьте свой отзыв в поле «Комментарии».