Подопечные несовершеннолетние дети являются льготной категорией, которой уделяется особое внимание в течение периода детства и юношества до 18 лет. Курирует семьи, воспитывающие этих детей, орган опеки. Он постоянно на связи с опекунами и всеми ведомствами, где они реализуют себя либо состоят на учете: со школами, детскими садами, больницами, администрацией, комиссией по делам несовершеннолетних, полицией, другими организациями. Данным учреждением производится сбор информации, в первую очередь из школ, в виде характеристик на опекаемых детей.
Что должно быть указано в характеристике
Оформление характеристики ребенка для органов опеки основывается на принципах указания исчерпывающей и полной информации о личности несовершеннолетнего, его успеваемости, дополнительной занятости, влияния социального окружения.
Характеристика может состоять из нескольких блоков информации. При постановке вопроса о том, что в ней указать, необходимо руководствоваться одним правилом – понимать, какую значимость документ несет для контролирующего ведомства. Существует два вида ситуаций, когда данные органы просят предоставить сведения:
- их настораживает и беспокоит обстановка в семье, процесс воспитания, обучения, имеются вопросы к законному представителю по содержанию и охране здоровья детей. В этом случае должностные лица школы могут иметь информацию об отношениях между членами семьи, конфликтах дома, что может сказываться на успеваемости и поведении в образовательном учреждении (обычно опека делает запрос самостоятельно),
- происходит сбор контрольных сведений из школ 2 раза в год после прохождения полугодия с целью выявить факты неблагополучия, провести сверку по контролю успеваемости, затем, отдельно поработать с семьями, где дети не аттестованы по предметам, чтобы улучшить их положение (эти данные направляются без запроса каждые полгода в автоматическом режиме).
Если специалисту предлагается написать характеристику опекаемого ребенка в первой ситуации, ему необходимо указывать те сведения, которые интересуют орган опеки. Это может быть описание его успеваемости, поведения, личностного развития, особенности отношений с законными представителями.
Вам может быть интересно: Психолого-педагогическая характеристика на ребенка из детского сада в органы опеки
Во второй ситуации составитель письма указывает следующую информацию:
- фамилия, имя, отчество, дата рождения учащегося,
- фамилия, имя, отчество опекуна или попечителя,
- какие оценки у ребенка наблюдаются по четвертям или триместрам,
- отношение к учебе,
- дополнительная занятость в свободное время в школе или за ее пределами (кружки, секции),
- насколько качественно опекун исполняет свои обязанности, как взаимодействует с учителями, имеются ли к нему нарекания,
- взаимоотношения ребенка в семье (если эти данные есть),
- подпись составителя.
ВАЖНО! Характеристика ученика заверяется подписью директора, что говорит об утверждении документа вышестоящим руководством, его достоверности.
Механизм оценки развития качеств личности
В каждом образовательном учреждении совместную работу по развитию, воспитанию подопечного ведут несколько специалистов:
- классный руководитель, который тесно общается с ребенком, постоянно находится на связи с опекуном или попечителем,
- психолог, диагностирующий внутреннее состояние личности несовершеннолетнего,
- социальный педагог, осуществляющий взаимодействие с управлением по опеке и сбор информации о ребенке по запросу ведомства.
Именно психолог отвечает за развитие качеств личности подопечного. В характеристике ребенка для органов опеки он может дать описание уровня его развития, который измеряется следующими показателями:
- работоспособность (при высокой школьник может активно участвовать в занятиях на всех уроках, при средней наблюдается утомляемость, в случае слабой работоспособности он страдает от раздражительности, сонливости, вялости),
- умение выделить главное в изученном материале,
- насколько он самостоятельно мыслит,
- умение работать на занятиях в необходимом темпе,
- проявление самоконтроля в учебном процессе,
- насколько сознательно ребёнок подходит к мероприятиям по обучению.
По этим критериям психолог оценивает уровень развития несовершеннолетнего, что может пригодиться при определении образовательного маршрута совместно с органом опеки, если ребенок по объективным причинам не успевает согласно программам.
Рекомендуем к прочтению: Чем опека отличается от усыновления?
Образцы характеристик опекаемых учеников
Характеристика для опеки и попечительства составляется на основе реальных данных об ученике, наблюдениях учителей и классных руководителей, она отражает ситуацию воспитания, обучения, занятости несовершеннолетнего. Информация, которую будет указывать составитель, зависит также от возраста ребёнка, его успехов в учебе, наличия заболеваний, препятствующих успеваемости, девиантного поведения.
Начальной школы
Характеристику на опекаемых учеников начальной школы пишут с учетом возрастных особенностей детей. В этот период у них формируются навыки письма, счета, чтения, других основ, которыми они будут пользоваться в будущем. В связи с этим в ней отражается:
- насколько учащийся работоспособен,
- с желанием ли он выполняет задания учителя,
- имеются ли отклонения в поведении, нуждающиеся в коррекции,
- легко ли ребенок воспринимает информацию, как справляется с выполнением домашнего задания,
- описывается уровень самостоятельности,
- состоит ли на учете в КДНиЗП, отделе участковых уполномоченных,
- взаимоотношения ребёнка в коллективе, имеет ли он друзей,
- в каком состоянии его одежда, обувь, канцелярские принадлежности,
- как исполняет свои обязанности опекун, каковы отношения в семье.
В характеристике ученика или ученицы начальной школы после описания ситуации требуется подпись автора и директора с печатью школы.
Средней и старшей школы
Для опеки информация из школы является практически основным документом, свидетельствующим об уровне образования подопечного в любом возрасте – начальном, среднем и старшем звене. В двух последних случаях дети могут терять мотивацию к обучению, оно для них становится на второй план, а на первом остается освоение определенных ролей в коллективе, отношения со сверстниками. С учетом этих особенностей в документе следует отразить:
- насколько к данному возрасту развиты полученные навыки и знания,
- имеются ли пропуски занятий и неудовлетворительные оценки, стремится ли ребенок их исправить,
- отношения с преподавателями,
- позиция в коллективе,
- посещает ли дополнительные факультативы, участвует ли в школьных мероприятиях по собственному желанию,
- имеет ли увлечения, какие секции и кружки посещает,
- отношения с законным представителем и социальным окружением.
ВАЖНО! При наличии у подопечного каких-либо проблем тревожный сигнал сразу же должен поступать в контролирующее ведомство, так как его специалисты уполномочены оказывать семье содействие в решении проблем.
Преуспевающего ученика
Ребенок, находящийся под опекой, преуспевающий в обучении, должен быть поощрен за свои труды, ответственность и дисциплинированность. Таких детей специалисты по опеке выделяют и при наличии возможности содействуют в реализации их дальнейших планов. В интересах государства, чтобы у ребенка с тяжелой судьбой имелась надежда на достойное будущее. При таких обстоятельствах, в документе следует указать:
- какой потенциал у несовершеннолетнего,
- перечислить заслуги – участие в мероприятиях за честь школы, района, города, области или края,
- проинформировать об отношениях с одноклассниками,
- имеются ли особенности личностного развития,
- оценки по предметам,
- как организована дополнительная занятость,
- уровень взаимоотношений с опекуном и членами семьи.
Если ребенок имеет особые заслуги в школе, его законный представитель также может рассчитывать на благодарность от надзорного ведомства за добросовестное воспитание.
Отстающего в обучении
Ситуация с отстающими учащимися сложнее, чем с преуспевающими, так как она сигнализирует о наличии проблем в семье, социуме, школе. Преподавателю следует детально проанализировать все обстоятельства, приводящие к таким последствиям, и отразить в документе:
- что сыграло негативную роль в жизни ребенка (смерть родителей, их плохое отношение к нему, насколько хорошо ему с опекуном, где он ранее воспитывался),
- имеется ли педагогическая запущенность или отставание в развитии,
- какова его успеваемость с указанием оценок,
- отношения со сверстниками,
- определение причин неуспеваемости (отсутствие мотивации, не усваивание материала, сложности в восприятии, понимании, мышлении),
- уровень благополучия семьи,
- рекомендации для выполнения (требуется ли работать над дальнейшим образовательным маршрутом, обращение к психиатру, неврологу, другим специалистам).
В этой ситуации основная цель – помочь ребенку в его сложном положении, защитить права и интересы.
На трудного ученика
С трудными детьми организация учебного процесса является сложной в силу их индивидуальных особенностей – психотравм, неблагоприятных условий проживания, вредных привычек, привитых родителями до установления опеки. Они обычно проявляются в поведении: подросток начинает курить, употреблять алкоголь, уходить из дома, не контролирует эмоции. С учетом этих критериев в характеристике на ребенка в опеку указывается:
- имеется ли снижение мотивации к образованию,
- оценки и неаттестации, пропуски занятий,
- позиции и жизненные убеждения,
- выполняет ли домашнее задание, если нет, то по какой причине,
- какая работа проводилась специалистами школы с ребенком по урегулированию состояния,
- насколько критична ситуация, требуется ли дополнительная помощь ведомств,
- семейные проблемы, комфортно ли подопечному в этой семье, обстановка и микроклимат.
Учреждение по опеке при наличии таких обстоятельств включаются в работу с подростком, старается вместе с педагогами улучшить ситуацию.
Для выпускника
Описание ситуации с образовательным процессом для выпускника необходимо не только для опекунского совета, но и для его поступления в профессиональные учреждения. В этом случае классный руководитель описывает:
- как себя зарекомендовал ученик за весь период обучения,
- динамику его успеваемости от начальной школы до выпускного класса,
- личностные качества, сформированные за время учебы,
- имелась ли дополнительная занятость (музыкальная школа, секции),
- отношения со сверстниками в классе, какую позицию занимает среди одноклассников,
- цели и задачи, которые ставит для себя в будущем ученик,
- наклонности, выявленные в результате профессиональной ориентации,
- отношения с попечителем.
При поступлении в ВУЗ и СУЗ отдел по за защите прав детей, которые остались без родителей, может составить рекомендательное письмо, где будут описаны лучшие стороны кандидата на получение профессии.
Рекомендуем к прочтению: Льготы и государственная защита детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот